- Бразилия. Музыка
Бразилия. Музыка
Бразильский музыкальный фольклор сложился на базе американского, европейского (в первую очередь португальского, испанского) и африканского источников. В современной народной музыке отчётливо прослеживаются эти три генетические корня. Народная музыка отличается жанровым разнообразием. Бытуют различные танцы — батуке, самба, лунду, шула, песни — мода, модинья, эмболада, трудовые песни, танцы-действа, игры, религиозная ритуальная музыка. В XIX в. получила развитие городская бытовая музыка, во многом связанная с народными песнями, танцами и испытавшая воздействие европейского искусства (в первую очередь итальянской оперы). Из жанров городской музыки особенно популярен шоро.
Профессиональное музыкальное творчество, зародившееся ещё в колониальный период, вначале развивалось под сильным европейским влиянием. Первыми музыкантами были преимущественно миссионеры. Создавались культовые и светские произведения, существенное место занимала музыка к драматическим представлениям. Среди композиторов начала XIX в., заложивших основы профессиональной бразильской музыки, выделялся Ж. М. Нунис Гарсия, автор многочисленных светских сочинений, развивавших традиции Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна. В XIX в. были созданы оперный театр «Сан-Жуан» (1813), Королевская консерватория (1841), основанная композитором Ф. М. да Силвой (автором ряда опер и национального гимна Б.). Многие бразильские композиторы работали в оперном жанре. Первую оперу на португальский текст написал Э. А. Лобу («Ночь на святого Жуана», 1860). К национальным сюжетам первым обратился А. К. Гомис, опера которого «Гуарани» (1870) сохранилась в современном репертуаре.
В конце XIX в. композиторы начали использовать в своём творчестве бразильский фольклор: А. Леви («Бразильское танго», «Бразильская сюита» и др.), Ф. Брага (впервые обратился к национальному фольклору в симфонической музыке) и особенно А. Непомусену. В XX в. в бразильской музыке усиливаются национальные тенденции. Главой национального направления был композитор Э. Вила Лобос, внёсший также большой вклад в дело музыкального просвещения: он организовал во многих городах музыкальные школы и хоровые коллективы, основал Национальную консерваторию хорового пения (1942), по его инициативе в Рио-де-Жанейро была создана Бразильская музыкальная академия (1945). Среди ведущих композиторов национального направления — О. Л. Фернандис, Ф. Миньони, Р. Гнатали, М. Гуарньери (глава этого направления после смерти Вила Лобоса), который, будучи также дирижёром, способствовал развитию симфонической музыки Б. В 40—50-х годах существенное место в музыке заняли авангардистские течения (додекафония, сериальность, алеаторика, конкретная, электронная музыка). В эти годы развернулась деятельность композитора и дирижёра Ж. Сикейры (концертировал в СССР) и его брата — композитора Б. Сикейры. Знаток фольклора индейцев северо-восточных районов страны, Б. Сикейра широко использует его в своём творчестве (в ряде произведений воспроизводит картины древних обрядов народной жизни — кантата «Канжере», симфония «Северо-восток»). Существен вклад в современную бразильскую музыку композиторов С. Герры Пейши, А. Бокину, М. Тавариса, композитора и дирижёра К. Сантору.
Центры музыкальной жизни Б. — Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Первый симфонический концерт состоялся в 1908 в Рио-де-Жанейро. С 1921 функционирует оркестр в Сан-Паулу, с 1930 — Филармонический оркестр в Рио-де-Жанейро, ставший ядром Муниципального оркестра. В 1940 при участии Ж. Сикейры был создан Бразильский симфонический оркестр (позже — Национальный симфонический оркестр). Симфонические оркестры существуют в Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадоре. В крупных городах имеются большие хоровые коллективы, камерные ансамбли, в том числе струнный квартет в Рио-де-Жанейро, Муниципальный квартет в Сан-Паулу. В Б. большой популярностью пользуется хоровая самодеятельность, причём многие коллективы отличает высокий профессионализм.
Ряд бразильских музыкантов получил мировую известность, в том числе дирижёры Э. ди Карвалью, Ж. Сикейра, пианисты А. С. Шик, А. Эстрела, Ж. Клайн, скрипач О. Боргета, певица А. Сикейра, исполнители народных и эстрадных песен Ж. Гуларт и В. Орика. Среди бразильских музыковедов — Л. Э. Корреа ди Азеведу, фольклористы Р. Алмейда. О. Альваренга. Центрами научно-исследовательской работы являются Бразильская музыкальная академия имени О. Л. Фернандиса, Общество охраны фольклора. Кадры музыкантов готовят Национальная школа музыки Федерального университета Рио-де-Жанейро (создана в 1937 на основе Королевской консерватории), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (основана в 1909), музыкальные учебные заведения в других городах. Педагоги музыки для средней школ воспитываются в Национальной консерватории хорового пения. В Б. издаются журналы «Revista da Música Popular» (с 1954), «Revista Brasileira de Música» (c 1962). Проводится Международный конкурс пианистов (с 1957) и скрипачей (с 1965). Ежегодно проходит бразильский карнавал, в котором участвуют сотни тысяч народных певцов и танцоров.
Литература:
Эстрела А., Бразильская музыка, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;
Almeida R., História da música brasileira, 2 ed., Rio de J., 1942;
Andrade M. de, Música del Brasil, B. Aires, [1944];
Corrêa de Azevedo L. H., Música e músicos do Brasil, Rio de J., 1950;
его же, Bibliografia musical brasileira (1820—1950), Rio de J., 1952;
Alvarenga O., Música popular brasileira, Rio de J. — [e. o.], 1950.И. И. Мартынов.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.